Translate

суббота, 4 октября 2014 г.

Готские шлемы, щиты и драконы на колонне Траяна, внешний вид даков


(обновлено 1 ноября 2015 года)
Немецкий историк Конрад Цихориус собрал и опубликовал все фрагменты колонны Траяна. Благодаря Цихориусу и возможностям интернета мы уже сами, без подсказок и интерпретаций, изучим вооружение и внешний вид даков и римлян начала II века.


Шлемы и щиты
рис. 1



Фрагмент колонны Траяна LXXVIII (рис. 1).  Сразу обращу ваше внимание на дакийские шлемы, щиты и драконов. Начнём со шлемов. Шлемы, изображённые на колонне Траяна, так сильно напоминают шлемы готов, что хочется крикнуть: «Да это же готские шлемы!». Посмотрите на фотографии готского и лангобардского шлемов (на самом деле, это, вероятно, один и тот же тип шлема – готский) и сравните их с дакийским шлемом на колонне Траяна (рис. 2 и рис. 3).

 
рис. 2

рис. 3

Единственное различие между готским и дакийским шлемом в том, что у готского шлема на фотографии нет боковых щитков, защищающих часть лица воина (от височной части до нижней челюсти).  Эти боковые щитки, надо полагать,  были дополнительной пристёгивающейся частью шлема из менее прочного материала, который мог не сохраниться до наших дней. На рисунке 3А мы видим готский шлем с боковыми щитками.

Рис. 3A. Gothic helmet from the battlefield of Tolbiacum, the shell is of iron, with decorative gilded copper skinning. 5th century A. D (Опубликовано Pablo Bertran в Pinterest).
Далее (на рис. 1) смотрим на щиты даков – у них характерная овальная форма.  Именно такая форма щита (точнее, его части) изображена на рисунке готского воина в книге Иордана «De rebus Gothorum», изданной в 1515 году (рис. 4).

рис. 4
Вероятно, автор рисунка был современником книги, но нарисовал щит готского воина именно овальным, а не круглым или каким-то ещё.

Отмечу, что на этом рисунке шлем готского воина, который по своей форме и конструкции (пристёгивающиеся боковые щитки) также напоминает шлем на колонне Траяна.

Напрашивается два вывода, лежащих на поверхности: либо готы и были даками, либо готы позаимствовали броню и символику (вспомним похожих друг на друга орлов/соколов на гетском кубке IV в. до н. э., на дакийском шлеме V в. н. э. и готских орлов/соколов в виде фибул V в.) у гетов и даков, уцелевших после завоевания и колонизации Дакии.

Драконы
Драконы в символике даков интересная тема. Дакийские драконы несколько необычны: короткое змеиное тело и волчья голова (рис. 5).
 
рис. 5

Любопытное сообщение о дакийских драконах нашёл на сайте Гнездо драконов. «Дакийские драконы, старейшие знамёна даков, представляли собой бронзовую волчью голову с открытой пастью и заканчивающуюся змеиным телом дракона из льняных полос. Они водружались на древки и держались во время скачки, что порождало свист от воздуха, проходящего через волчью пасть. Эти знамёна были заимствованы у сарматов и алан, конных степных воинов… На колонне Траяна дакийские воины часто представлены с драконьими знамёнами. Только одна копия была найдена в Германии (возможно, это трофей римлян, взятый у даков). После Дакийских войн драконы были заимствованы римской кавалерией».

 Вот такая любопытная история: "эти знамёна были заимствованы у сарматов и алан...". Так может даки не заимствовали, а БЫЛИ этими самыми сарматами. Это предположение подтверждается известным фактом - римский император Марк Аврелий (правил с 161 по 180 гг.) хотел переименовать Дакию в Сарматию ("Неизвестная Молдавия", с. 157). Остаётся выяснить, кого называли сарматами римляне времён императора Марка Аврелия. Я склонен думать, что это были те, кого в VI в. Прокопий Кесарийский и Иордан называли славянами. Вероятно прав был польский историк XVI века М. Стрийковский, который сообщал: "Асармат. Сарматы. Другой его потомок Асармот, сын Иоктана, внук Евара, правнук Салы, пращур Арфаксада, который был сыном Сима, основал и размножил великие и обширные народы Асармотов (Asarmoty), названные от своего имени, которых потом с течением и сменой времен различные историки именовали Сарматами. И под этим именем у историков объединены некоторые скифские народы и все наши предки: Москва, Поляки, Русаки, Поморяне, Волынцы, Литва, Жмудь и т. д." (Sarmatiae Europeae descriptio, 1578).

 Вернёмся к нашим драконам. Отмечу, что головы дакийских драконов напоминают головы драконов на скандинавских драккарах – боевых кораблях викингов (рис. 6).

Рис. 6


Собственно, драккар и был короблём-драконом. Эти головы драконов, вероятно, призваны были отгонять злых духов, устрашать врагов и успокаивать нервы и вселять уверенность своим. К тому же, волки – а у дакийского дракона, напомню, волчья пасть – верные спутники Одина в скандинавской мифологии.


Обнаружив связь между дакийскими и готскими драконами, зададимся ещё раз вопросами: 1) Не являются ли готы собственно теми, кого римляне называли даками? 2) Может быть, готы были одним из тех племён, проживавших в Дакии, до того, как они её полностью покорили в 255 году? Например, К. Птолемей, перечисливший имена всех племен, проживавших в середине II века н. э. в Дакии, указал среди них и некий этнос Cotensij. Может быть, Cotensij – это слегка искажённый этноним Gothi (Готы)?

3) Заимствовали ли готы броню и символику у даков, уцелевших после завоевания и колонизации римлянами Дакии?

Внешний вид Даков на колонне Траяна

рис. 7

Фрагмент CXLV (рис. 7). Здесь мы видим, как римские всадники повергают дакийских воинов. Щиты римлян и даков похожи – одинаковая овальная форма. Даки одеты в какую-то тунику, застёгнутую поясом, на ногах штаны – вспомнились шаровары у Овидия:
                       «Рядом гетов орда, в шаровары одетые скифы».

Внешний вид даков чётко прорисован: лица славяно-германского типа, борода средней длинны и волосы средней длины, постриженные горшком. На следующих фрагментах (рис. 8, 9) колонны Траяна у даков нос картошкой и характерные стрижки. Ба, знакомые всё лица. Да, запомните флаг дракона на рис. 8.


О нём пойдёт речь в другой теме.


рис. 8





рис. 9


Комментариев нет:

Отправить комментарий